Виктор Пелевин Желтая стрела. Седьмая часть
Хан, сказал Андрей, все-таки объясни мне. Как ты мог что-то узнать от
тех, кого ты никогда не видел?
Чтобы узнать что-то от человека, не обязательно его видеть. Можно получить
от него письмо.
Ты что, получил такое письмо? Хан кивнул. Ты можешь мне его показать?
спросил Андрей.
Могу, сказал он. Но это надо долго идти.
С каждым вагоном на восток коридоры плацкарты становились все запущеннее, а
занавески, отделявшие набитые людьми отсеки от прохода, все грязнее и грязнее.
В этих местах было небезопасно даже утром. Иногда приходилось перешагивать через
пьяных или уступать дорогу тем из них, кто еще не успел упасть и заснуть. Потом
начались общие вагоны как ни странно, воздух в них был чище, а пассажиры,
попадавшиеся навстречу, как-то опрятнее. Мужики здесь ходили в тренировочной
затрапезе, а женщины в застиранных бледных сарафанах, сиденья были
отгорожены друг от друга самодельными ширмами, а на газетах, расстеленных прямо
на полу, лежали карты, яичная скорлупа и нарезанное сало. В одном вагоне сразу в
трех местах пели под гитару и, кажется, одну и ту же песню, гребенщиковский
«Поезд в огне», но разные части: одна компания начинала, другая уже
заканчивала, а третья пьяно пережевывала припев, только как-то неправильно
пели «этот поезд в огне, и нам некуда больше жить» вместо «некуда
больше бежать».
Кстати, насчет писем, сказал Хан, подныривая под очередную веревку с
бельем. Ты и сам много раз их получал. Можно даже сказать, что ты их получаешь
каждый день. И все остальные тоже.
Не понимаю, о чем ты, сказал Андрей. Лично я никаких писем не
получал.
Ты когда-нибудь думал, почему наш поезд называется «Желтая стрела»?
Нет, ответил Андрей. Я тебе, знаешь ли, поверил на слово.
Подумай. Голоса за разноцветными занавесками постепенно изменялись, стал
заметен южный акцент. После тюремного вагона, где мимо запертых дверей ходил
вооруженный проводник в ватнике и фуражке, начались полупомойки-полутаборы в
невероятно переполненных общих вагонах, кишащих грязными цыганскими детьми, а
потом пошли пустые вагоны говорили, что раньше и в них кто-то ехал, но теперь
там остались только голые лавки, изрезанные перочинными ножами, и стены с дырами
от пуль и следами огня. Половина стекол в них была перебита, из дыр бил холодный
ветер, а полы были завалены мусором старой обувью, газетами и осколками
бутылок. Андрей хотел уже спросить, долго ли еще идти, когда Хан обернулся.
Почти пришли, сказал он, следующий тамбур. Так почему наш поезд так
называется?
Не знаю, сказал Андрей. Наверно, это что-то мифологическое. Может быть,
ночью, когда все его окна горят, он со стороны похож на летящую стрелу. Но тогда
должен быть кто-то, кто увидел его со стороны, а потом вернулся в поезд.
Он похож на стрелу не только со стороны. Они вышли в тамбур. Хан шагнул
влево и молча открыл дверку, за которой зиял черный зев ржавой печки и
изгибалась труба с манометром, на котором висела окостеневшая сухая тряпка. В
последних вагонах перед границей уже давно не было горячей воды, а эту печку,
было похоже, не топили лет десять, с самого начала Перецепки.
В углу, сказал Хан, на стене. Зажги спичку. Андрей втиснулся в темное
узкое пространство и зажег спичку. На стене была выцарапанная на краске надпись,
очень старая и еле заметная. Это были несколько предложений, написанных крупными
печатными буквами, столбиком, словно стихи:
Тот, кто отбросил мир, сравнил его с желтой пылью.
Твое тело подобно ране, а сам ты подобен сумасшедшему.
Весь этот мир попавшая в тебя желтая стрела.
Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту.
Кто это написал? спросил Андрей. Откуда я знаю, сказал Хан. Но ты
хотя бы догадываешься? Нет, сказал Хан. Да это и не важно. Я же говорю,
писем вокруг полно было бы кому прочесть. Например, слово «Земля».
Это письмо с таким же смыслом.
Почему? Подумай. Представь себе, что ты стоишь у окна и смотришь наружу.
Дома, огороды, скелеты, столбы ну, короче, как интеллигенты говорят,
культара.
Культура, поправил Андрей.
Да. А большая часть этой культары состоит из
покойников вперемешку с бутылками и постельным бельем. В несколько слоев, и
трава сверху. Это тоже называется «земля». То, в чем гниют кости, и
мир, в котором мы, так сказать, живем, называются одним и тем же словом. Мы все
жители Земли. Существа из загробного мира, понимаешь?
Понимаю, сказал Андрей. Как не понять. Слушай, а ты когданибудь думал,
откуда мы едем? Откуда идет этот поезд?
Нет, сказал Хан. Мне это не особо интересно. Мне интересно узнать, как
с него сойти. Ты у проводников спроси. Они тебе объяснят, откуда он идет.
Да, задумчиво сказал Андрей, они объяснят, это точно.
Идем назад?
Я здесь постою немного. Догоню тебя минут через пять. Когда Хан вышел,
Андрей повернулся к окну. В этих местах он был первый раз. Странно, но из-за того,
что вокруг не было людей, ему в голову приходили необычные мысли, которые никогда
не посещали его где-нибудь в ресторане, хотя все необходимое для их появления было
и там.
То, что он видел в окне, когда смотрел назад, участок насыпи, украшенный
каким-нибудь уносящимся в прошлое кустом или деревом, был точкой, где он
находился секунду назад, и если бы вагон, в котором он ехал, был последним, то
там осталась бы только пустота и покачивающиеся ветки по бокам от рельсов.
«Если бы все то, что существовало миг назад, не исчезало, думал он,
то наш поезд и мы сами выглядели бы не так, как мы выглядим. Мы были бы
размазаны в воздухе над шпалами. Мы были бы чем-то вроде переплетающихся друг с
другом змей, а вокруг этих змей тянулись бы бесконечные ленты пластмассы, стекла
и железа. Но все исчезает. Каждая прошлая секунда со всем тем, что в ней было,
исчезает, и ни один человек не знает, каким он будет в следующую. И будет ли
вообще. И не надоест ли господу Богу создавать одну за другой эти секунды со
всем тем, что они содержат. Ведь никто, абсолютно никто не может дать гарантии,
что следующая секунда наступит. А тот миг, в котором мы действительно живем, так
короток, что мы даже не в состоянии успеть ухватить его и способны только
вспоминать прошлый. Но что тогда существует на самом деле и кто такие мы сами?»
Андрей увидел в стекле свое прозрачное отражение и попытался представить
себе, как оно исчезает, а на его месте появляется другое, и так без конца.
«Я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я
этого хочу, потому что хотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие. И я знаю,
что эта фраза «я хочу сойти с поезда живым» имеет смысл, хотя
слова, из которых она состоит, смысла не имеют. Я даже не знаю, кто такой я сам.
Кто тогда будет выбираться отсюда? И куда? Куда я могу выбраться, если я даже не
знаю, где нахожусь там, где я начал это думать, или там, где кончил? А если я
скажу себе, что я нахожусь вот здесь, то где будет это здесь?»
Он снова поглядел в окно. Уже почти стемнело. По краям пути иногда возникали
белые километровые столбики, отчетливо видные в сумраке и похожие на маленьких
каменных часовых.
всего просмотров: 30980
|