Людмила Бубнова
НА СВАЛКЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Виктор Пелевин. Batman Apollo: роман. – М.:
Эксмо, 2013.- 512 с.
/Единственный и неповторимый.
Виктор Пелевин/.
С конца 70-х
годов ХХ века всем /без исключения/
считавшим себя писателями, полагалось быть иронистами.
Они теперь такие и есть, за то называют себя талантливыми. А вот это уже
неочевидно: слишком дешёвой стала
ирония.
Торопливо,
судорожно гонит автор словесную пургу на темы общественно-политической, явной и
скрытой, современности и положения человека, и всё якобы иносказательно,
беспрепятственно печатает стотысячным тиражом, называет книгу романом. Но кто
ищет художественного произведения о современности, явно его не получает.
Неуёмное словесное изобилие порождает сомнение: не то делает парень, не так
мыслит… ФОРМЫ мышления не найдено. И где
литературный или просто человеческий вкус?
Почему так
получается? И можно ли в этом разобраться?
Рама, Гера,
Ваал, Бальдур, Дракула, вампиры, баблос,
undead – высшая
каста среди вампиров; Великая Мышь… как у
товарища Сталина … Millitary style, София – премудрость демиурга; воздушный замок в подземелье …со множеством башенок…витражи…развевались флаги…каждый сантиметр на гугл-манс…Dionisus. Стендаль. Шон
Коннери. Уайльд. Леонардо. Боб Дилан.
Подземные
склепы, гробы для уютности совокупления. Планшет, вделанный в крышку гроба…
Атлантида.
Разбойники. Рыцари. Дракула…в действительности был
диссидентом. Девушка в гробу. Выход из тела, в астрал
– внутримозговая галлюцинация. Анимограмма. Вампограмма. Вампотека. «Jet set» - международная элита…Некронавигаторы, вампонавигаторы.
«Да чего так замысловато?» В.Пелевин.
Критик
иронизирует: ещё не всё включено. Забыты гоблины, хоббиты,
Христос, Антихрист, прочие голопузики. Такой
допотопной дребедени, безвкусицы, заплесневелой даже в качестве метафоры,
стыдно было ожидать от избалованного постмодерниста.
Но автор,
конечно, попытается посрамить критика. На то, мол, и постмодернист,
что намеренно собирает вселенскую дребедень и шушеру в
один заряд и выстреливает романом в последний раз! На вкус ничтожного критика постмодернист давно плевал с собственной высокой
колокольни!
Критик,
получается, посрамлён за допотопный «литературный
вкус», будто ничего не понял в обычной лузерской болтовне. Не понимать в литературе критику
стыдно, он хватается за кончик авторской фразы:
«Как ограничен человек, какое
засахаренное надувательство весь его внутренний мир…нехитрый обман принимает за реальность…» /В.Пелевин/.
Кто только не
уничтожал человека за его ничтожное существование. Да ещё и всякий постмодернист упражняется. Неужели не жалко? Если такой умный –
подай руку бедному
во спасение.
Не жалко!
Стыдно
опытному писателю делать резонёрами девок-стриптизёрок,
гуру-вампиров. Для конца 70-х такая форма могла бы сойти: все наивными были, в
том числе и писатели, теперь на Россию и русских элементарная безвкусица не
ложится в качестве метафоры.
Автору надо:
чем хуже, тем лучше. Чтобы любого лузера пробрало до
мозга костей, перевернуло да шлёпнуло в грязь. Может, тогда опомнится, станет
человеком. Таково просветительство.
Надо: чтобы
способный писатель не торчал безвылазно на дурацкой замшелой
символике, а писал бы ясно, простым русским слогом, чтобы каждое слово
просвечивало подтекстом. Конечно, тут
больше думать надо. Ещё подумать. Ещё поразмышлять. И пусть будет меньше
листаж, но больше художественного или просто человеческого смысла.
Бравирование
иностранным сленгом – дешёвка, безвкусица и – неписательское дело. Выдав в свет столько романов, можно бы уж заступиться
за человека, стать настоящим писателем, а не седым постмодернистом
в коротких штанишках. И зачем всё время
прятаться за чужими масками, ведь такое не только критика, бедного
редактора может раздражать. Или у вас редактор безгласный – тоже в маске?
От себя, не
от маски, сказал бы писатель что ценное.
Критик явно
не может с классики слезть.
Автор за то и
считает его отсталым от постмодернистской этики.
Критик упорно
настаивает на своём классическом и человеческом вкусе: для мысли надо находить соответственную органичную ФОРМУ, а не закладывать свои
речения в диалог с гуру-вампиром, слишком примитивно для профессионального
писателя.
Критику
жалко: от когда-то острого талантливого ирониста
остаётся «мёртвое человеческое тело – замороженное и ожидающее кремации».
20 мая 2013 г. СПб