Рецензии Фрилансера Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота». 1998, Москва, Вагриус.
«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток,
поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто
думаю: где Я в этом потоке?»
Чингиз Хан
Пелевин уже давно был известным писателем. Его «Принц Госплана» ходил
по компьтерам в виде файлов, а по рукам в виде распечаток. Однако
серьезным его не считали. Потом были «Жизнь насекомых», «Омон Ра», и «Желтая
стрела». Отмахнуться от того факта, что в России буквально из ниоткуда
появился писатель почти гениальный, стало трудно. Еще более трудно стало
избавиться от приставки «почти». Именно по этой причине его сборник
рассказов «Синий фонарь» в 1994 году получил лишь «МАЛОГО Букера». А потом в
какой-то, одному Богу известный миг, и слово «гениальный» сменилось термином
«модный». Эти превращения писателя в общественном сознании мне лично
непонятны. Гений он гений и есть. Для кого далекий, а для кого и простой.
В своих произведениях Пелевин реализуется полностью, раскрываясь глубинами
философской мысли и широтами горизонтов подсознания, если вы это хотите
услышать.
Если же нет, то все гораздо проще.
Пелевин всегда неожиданность. Терпкая и своеобразная проза делает его
неповторимым. Пусть даже часто это достигается смешением стилей. Пусть.
Декаданс, сюрреализм, даже постмодернизм, (как бы это слово ни было нам всем
близко и знакомо), являются строительным материалом для его невероятных
конструкций. Их фундамент наше собственное мировоззрение.
К хорошему быстро привыкаешь. Поэтому о романе «Чапаев и Пустота» с
чистой совестью можно сказать: «Читали и лучше». Что никоим образом не
принижает его достоинств. Мимо дикой по определению истории о Василии
Ивановиче Чапаеве, комиссаре и поэте Петре Пустоте и демиурге Григории
Котовском пройти способен только человек слепой, глухой и равнодушный к
фейрверкам к детству. Роман это груда сокровищ, в которую руки запускаются
по локоть, а попытки окружающих оторвать вас от чтения встречаются утробным
звериным рыком. Человек изредка поднимает голову для того только, чтобы
окинуть окрестности горящим сквозь психоделический туман взглядом и дико
захохотать. Или процитировать вырванный с мясом и еще полностью боеготовый
кусок повествования. Или для другой странности. В этом трансцендентное
воздействие романа. Написанному верить.
Роман бесподобен, с какой бы страницы вы не начали чтение. Одни лишь
диалоги способны стать предметом (по)читательского культа. Именно поэтому
проза Пелевина предназначена для постоянного читателя. В ней содержится и яд
и противоядие. Его книги это курс лечения, терапия сознания. Это четыре
стихии, собранные вместе, концентрированная энергия, не дающая расслабиться
ни на миг.
Исторические регалии. Декадансинг. Бедлам. События романа затрагивают
революцию и реальность, людей и любовь, события и судьбу, провидение и
пустоту. В действующих лицах недостатка нет: японские самураи в палате
сумасшедшего дома, новые русские, обсуждающие полномочия «внутреннего
ОМОНа», Шварценеггер и Просто Мария, барон Юнгерн, пулеметчица Анна,
революционеры, наркоманы, гуру, психиатры, боги, злодеи механика сюжета
изощренна и причудлива. И механизм запускается в тот момент, когда вы
читаете первые строки: «Тверской бульвар был почти таким же, как и два года
назад, когда я последний раз его видел опять был февраль, сугробы и мгла,
странным образом проникавшая в дневной свет». Готовьтесь, кажется, этот
механизм часовая бомба.
|