Журнальный зал Новый роман Пелевина попытка прогноза
В этом выпуске Обозрения, я хочу несколько нарушить его рамки
обратиться не к журнальной публикации, а книжной, более того, к произведению,
которое, собственно, еще и книгой то не вышло.
Речь пойдет о событии не только литературном, но и
литераторно-интернетовском: на сервере книготорговой фирмы «У Сытина»
выставлены обширнейшие отрывки из нового романа Виктора Пелевена «Generation П» http://www.kvest.com/arc/pelevin1.htm
(то есть, «Поколение Пепси»).
Напомню: Виктор Пелевин автор трех, имевших огромный по нашим временам
читательский успех, романов «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и
Пустота», повестей «Принц Госплана», «Желтая стрела» и множества
рассказов. Начинал как писатель-фантаст. Но это была особая «фантастика»,
изначально сориентированная не на Бредбери, а, скорее, на Борхеса. После
романа «Чапаев и Пустота», ставшего культовым у молодежной аудитории, и
пристрастно прочитанного высоколобыми критиками (с уважением и сознанием
художественной значительности / Ирина Роднянская / и с раздражением и убежденностью в ничтожестве вообще любых писаний
Пелевина по определению / Павел Басинский) наступила двухлетняя пауза. Все ждали нового романа
Пелевина. Слухи и редкие обмолвки избегающего публичности писателя делали
эту паузу по-своему содержательной. Честно говоря, я уже не помню в истории
новейшей русской литературы таких ситуаций могу только вспомнить ожидание
новых вещей Солженицына и Трифонова в 70-е годы, и Аксенова в 60-е.
И вот, нарушая уже сложившуюся традицию, то есть, минуя стадию журнальной
публикации, писатель издает свой новый роман сразу книгой в издательстве
«Вагриус». Ну а первой публикацией романа стало появление его в Интернете. И
это уже не только рекламная акция, хотя по форме и функции перед нами
уведомление сытинских книготорговцев о появлении у него нового товара. По
содержанию же, по выразительности и обширности представленных отрывков
выставленный текст заставляет отнестись к себе, как к
специфически-интернетовскому варианту романа. Писатель должен быть готов к
тому, что об этом романе будут судить по этой версии до выхода полного
текста. Своим шагом он как бы заранее запрограммировал некий
литературно-критический сюжет. Во всяком случае, скажем, мне как
профессиональному в некотором роде читателю интересно будет порассуждать до
и после появления книжной полной версии романа, сравнить впечатления от
обеих версий, сделать прогноз о характере ожидаемого романа.
Из отрывков (достаточно обширных, повторяю, не поленился, слазил в
скаченный из Интернета файл и включил статистику: 25 000 слов) можно судить
о стилистике романа, о его герое, о ситуации, в которой герой находится.
Герой, представитель «поколения пепси», к таковым автор относит людей,
молодость которых пришлась на начало восьмидесятых, несостоявшийся
литератор, помыкавшийся в поисках заработка (в частности, торговал в палатке
у «чечена»), попадает сначала в рекламный бизнес, а потом в жутко
засекреченное заведение, где творится (в буквальном смысле слова:
«творится», «сотворяется») самое сокровенное, самое интимное в
государственной жизни телеобраз государственных деятелей и политической
жизни страны. Герои романа Пелевина занимаются тем, что сочиняют
политическую жизнь страны, а потом с помощью компьютерных технологий
воплощают («отцифровывают») свои сочинения в политическую анимацию для
новостных телепрограмм. И соотвественно, вот эта, сочиненная и компьютерно
воплощенная виртуальная реальность и управляет страной. Изготовителей теле
Ельцина, Березовского, Лебедя, Радуева и всех остальных Пелевин называет в
романе копирайтеры.
Придумано замечательно. На редкость емкая, «богатая» ситуация и
для художника и для мыслителя (подробнее об этом см. в «Частном лице»).
Интересно, как распорядится с нею Пелевин-писатель.
Пока же представленные отрывки наводят на мысль, что в новом романе
Пелевин предстанет в традиционном для русской литературы роли писателя,
отражающего реальную действительность. Что это будет роман «широкого
общественного звучания».
В предыдущих романах Пелевина всегда наличествовал художественно
отрефлектированный контраст между общедоступностью задействованного
жизненного материала и философским углублением темы. Попыткой найти некие
универсальные смыслы. Иногда, с использованием экзотических
мировоззренческих философий. Вот, скажем, в предыдущем романе одним из
главных героев Пелевин сделал Чапаева, и здесь очень хорош контраст (он
работает художественно) между читательскими ожиданиями, знающими Чапаева и в
пафосном (фильм Васильевых, роман Фурманова) и фольклорном (героем
бесчисленных анекдотов) варианте, и Чапаевым Пелевина
декадентски-утонченным философом.
Пока же писательское прочтение сегодняшних жизненных реалий абсолютно
совпадает с прочтением бытовым: сегодняшняя жизнь в романе это стихия
рыночной экономики, смрад политической кухни, типичные представители
нынешней жизни; мелькают бандиты, дельцы, проститутки, рекетиры, и проч. и
проч.
В прежних романах Пелевин активно создавал принципиально свой
художественный мир. Давал свои принципиально закрытые для
общеупотребительных смыслы известных атрибутов жизни. Там работал имидж
философа и художника, живущего абсолютно автономно в одном с нами мире.
Новый роман, похоже, будет романом-комментарием текущей жизни.
Гротескность предыдущих текстов Пелевина претендовала на гротеск
философский. В новом романе гротеск скорее сатирический. Во всяком случае,
уже сейчас можно предположить, что читаться роман будет, как развернутый
фельетон. «Generation П»
произведение сатирическое и насквозь. Как передача «Куклы», прошитое злобой
дня» (Михаил Новиков, «Коммерсантъ»). Грустно будет, если все действительно
окажется так, если на выбранном материале и стилистике Пелевин не сможет
дать своего собственного сюжета.
Для подобных опасений есть еще одно основание фельетонная стертость в
изображении героя. Если раньше недостаточная художественная плотность
возмещалась степенью как бы внешнего «остранения» героя (и в «Жизни
насекомых» и в «Чапаев и Пустота»), то в выставленных отрывках герой
предстает просто как знак своего поколения, он чуть ли не целиком растворен
в «типическим». Возникают даже ассоциации с очерковой лихостью, с которой
лепил свои образы поздний Аксенов («Остров Крым», «В поисках жанра»).
Но пока все это, повторяю, суждения предварительные, пока это прогноз,
спровоцированный интернетовской версией текста. Подождем книжную.
|