Татьяна Лестева Виктор Пелевин. SNUFF. Утопия или реальность?
Середина
декабря ознаменовалась яркой вспышкой на литературном небосклоне: на книжных
прилавках появился новый роман Виктора Пелевина "SNUFF утопія", в котором буква «о» перечёркнута косой
чертой (М., Эксмо, 2012). Ожидался выход
романа «Рутения», романа о России, и вдруг ... в свет выходит «понюшка» («snuff» пер. с англ. гл. –
понюхать, сущ. – понюшка). Что же предлагает нам «понюхать» Виктор Пелевин?
Вдохнуть наркотик? Или наоборот с ужасом оглянуться вокруг, задавшись вопросом,
а это не
реалии современной России, да и вообще мира?
Действие
романа перенесено в далёкое (хотелось бы надеяться) будущее, когда уже
произошёл распад Америки и Китая, пала Сибирская республика, разваленная на
несколько бантустанов,
говорящих каждый на своём наречии, и происходит в стране урков Уркаинском
Уркаганате или – на церковно-английский
манер – в стране «Orkland»
со столицей Слава. Историю страны Грым – один
из персонажей романа списывает из
бумажного издания «..."Свободной Энциклопедии", изданной при Просре
Ликвиде». Ну, что касается «свободной» энциклопедии, то компьютеризованный
читатель сразу же вспоминает о Википедии. А вот правитель страны, мимоходом
названный В.Пелевиным Просром Ликвидом (!!!), вызывает вполне
определённые ассоциации у современного читателя, хотя историк, возможно,
отметит небольшое расхождение (в пару лет) между выходом энциклопедии на
русском языке и временем правления этого Просра Ликвида. Но ведь речь идёт о
событиях, которые происходили 300- 500 лет назад. Простительно! Сама же история также
метафорична. «В эпоху Древних Фильмов были две великие страны, Америка и Цхина,
которые возвышались над мировым Хаосом и питали друг друга». Потом самым
сильным стало наркогосударство Ацтлан – испаноязычный юг Америки и Мехицо –
мрачная деспотия, «где правила жестокая и безнравственная элита. Такими
же были Ямато, Бразил, Царство Шэнь, Сибирская Республика и Еврайх – все те страны, которые подняли над своей
поверхностью офшары*)». Офшары,
висящие над землёй, формально не подпадали под закон Хорхе Кровавого об
обязательной уплате налогов под угрозой «ядерного холокостинга». Туда, –
утверждала энциклопедия, – «переместилась киноиндустрия, наука и финансы – сбылась наконец давняя мечта банкиров всей
Земли об офшорном эмиссионном банке*)».
По офшарам даже во время великой – на
уничтожение – войны между государствами ядерные удары не
наносились: они были объявлены «зоной мира». Да и революционно настроенные
массы не могли туда проникнуть, с лозунгами и флагами различных цветов. Это не
Болотная площадь. Офшары охраняются невидимыми камерами с пилотами, которые
вооружены не только кинокамерами для съёмки новостей, но и пушками. Наблюдение
идёт постоянно.
К моменту, в который
развертывается действие романа, остался последний, самый крупный офшар
Бизантиум (Биг Биз) с населением около
тридцати миллионов человек, с «либеративной демократурой» в качестве
политического режима и двухпартийной ритуальной системой. Презиратор*) государства
(президент или существительное от глагола презирать?) избирается сроком
на шесть лет из Рыжих или Белых.
Бизантиум:
биз –сокращённое от бизнеса, а антиум, точнее Антиум, греческий город,
основанный сыном Одиссея и Кирки, приют этрусских пиратов. Метафора весьма
наглядна: большой пиратский бизнес (бандитов в Древней Греции, похоже, не
было). Биг Биз навечно на приколе у оркской столицы: ни улететь от неё, ни
подняться выше он не может. В Бизантиуме живут люди, внизу – урки (орки).
А в
экономике орков стратегия «заключается в том, чтобы догнать и перегнать Биг Биз
по главным фондовым индексам».
Комментарии, полагаю, излишни. Пелевин
знакомит читателя с экономической теорией Хазма о том, что общество живет уже
несколько веков в «Эре Насыщения – когда практически не меняются технологии и
языки, человеческие и машинные. Ибо исчерпан экономический и культурный смысл
прогресса». Экономист считает бессмысленным соревнование Уркаины с Бизантиумом,
поскольку «офшар и нижние территории являются одной культурно – экономической
системой», а «... истиной столицей
Уркаины является Лондон (сектор Биг Биза, где издавна приобретают летаемость
богатейшие оркские вертухаи».Думаю, что имена «оркских вертухаев» современному
читателю называть не надо – они на слуху.
А вот
относительно исчерпанности технологий... Да, один из героев романа – дядя Жлыг
ностальгически вспоминает о том времени, когда орки изготавливали даже микрочипы,
электронику высокого класса, а вот сейчас в Оркланде: «...инженер – это низшая раса. А герой нашего времени –
это вертухай с хатой в Лондоне или на худой конец какой-нибудь филологический
говнометарий, которого в университете семь лет учили фигурно сосать у кагана.
(...) Какой микрочип можно сделать в каганате под шансон? Тут можно качественно
производить только один продукт – воцерквлённых говнометариев. (Да уж, что
есть, то есть! Не поэтому ли у Роскосмоса падает уже пятый спутник подряд! – Т.Л.) Ещё можно трупным газом торговать.
Или распилить трубу и продать за Великую стену». Легендарная труба! Еще при
первых Просрах по сохранившейся оркской легенде некий рыжий вертухай, которого
поставили на газ, распилил все трубопроводы, продал весь металлолом, улетел в
Лондон, и «пустил себе на бонус. За прибыль по итогам года». Вот и приходится
оркам продавать газ только в баллонах. После таких речей в государстве, где над
каждым домом висят невидимые камеры слежения, инженера дядю Жлыга арестовывают.
Очередное
пророчество Виктора Пелевина сбывается? Похоже, да. Вот уже Андрей Илларионов (бывший
советник В.Путина) предупреждает, что «...власть готовится к реваншу. Власть
серьезно готовится к осуществлению крутого виража, когда от так называемой в
кавычках либерализации и демократизации, она развернется в совершенно другом
направлении. Это произойдет очень скоро» (news.rambler.ru›12269570/). Но вернёмся к роману. В
презиратора в верхней зоне, – утверждает оператор
и боевой лётчик корпорации СINEWS INC Демьян-Ландульф
Дамилола Карпов, снимающей новости и снафы, – «не плюёт только
ленивый». Реальная власть в офшарах принадлежит Резерву Маниту, весьма
серьёзным ребятам, которые ввели специальный закон о «высказываниях, сеющих
ненависть» под который попадает любое
упоминание этой организации. (Уж не заимствовали ли они его из печально
знаменитой статьи 282 УК
постперестроечной России? Или сами додумались? – Т.Л.). Урки (орки) Оркландии впитывают культуру офшаров, во всём
ориентируясь на жителей верхней зоны: «Для них это способ выразить протест
против авторитарной деспотии и подчеркнуть свой цивилизационный выбор». Когда с
точки зрения «серьёзных ребят» протест перхлёстывает через край, по времени
примерно один раз в году (оно трогательно совпадает со временем съёмки
очередного снафа на религиозный целлулоид), операторы начинают бомбить того,
кто нужен им для съёмок. Дамилола не осуждает эту практику: «Наши
информационные каналы не врут. Орками действительно правит редкая сволочь,
которая заслуживает бомбёжки в любой момент, и если их режим не является злом в
чистом виде, то исключительно по той причине, что сильно разбавлен
дегенеративным маразмом.
Суди нас
или нет – но мы, к сожалению, то лучшее,
что есть в этом мире. И так считаем не только мы, но и сами орки». Действительно
орки так считают, мечтая выбраться из Оркландии с её грязью и обширным
болотом – Болотом Памяти, превращённом в кладбище, в офшар Биг Биз, царство полной автоматики, красоты,
чистоты, – прямо-таки неземной рай. Там есть район Лондон, куда стремятся
уехать разбогатевшие оркские вертухаи –
глобальные урки; они собираются в безумно дорогом и пошлом оркском ресторане “VERTU HIGH”(в пер. с англ.vertu – художественный вкус, high –
высокий), поражающем смесью безвкусицы и помпезности. Пелевин не удерживается
от саркастической усмешки: «Первую половину жизни глобальные урки борются друг
с другом за право уехать из Уркаины в
Лондон, а вторую половину сидят в Лондоне и смотрят телевидение Уркаины».
Ностальгия! В Биг Бизе такое телевидение не показывают.
А что касается
орков, для большинства которых верхняя зона – недостижимый рай, то они
стремятся реализовать эту мечту. Юная Хлоя, ставшая вместе с Грымом по воле
судеб, вернее оператора Дамилолы, причиной очередной войны, прорывается в мир
офшара. Но какой ценой? Сначала ей приходится стать наложницей коллеги Дамилолы
по развязыванию войн,
обозревателя-наводчика, ударного дискурсмонгера первой статьи, наркомана и
философа Бернара-Анри МонтеньМонтескье с его несколько нестандартным (для
современного читателя) хобби – создать музей из скальпов своих юных оркских наложниц
в собственном доме, которых он предварительно «удочерял». Затем она становится
убийцей, правда, предпочитая эту участь почётному месту в музее дискурсмонгера.
Третьей ступенькой на пути в райские кущи для Хлои стала Алёна-Либертина
Тхедолбриджит Бардо, курировавшая новостную авиацию СINEWS INC от самого Дома
Маниту, «который по закону не подконтролен никому, кроме истины», старая
ведьма с лесбийскими пристрастиями. Но цель, как известно, оправдывает
средства: квартиру убитого философа в офшаре занимают Хлоя с Грымом. Полная
автоматизация, стерильная чистота, мир кнопок вызова, жилище (после оркских
домишек) волшебника или бога: два этажа с собственным садиком внизу. Впрочем,
садик вызвал сомнения у Грыма: потыкав землю сухой веткой, он понял: «оно ненастоящее».
Эрзац, однако, отнюдь не разочаровал
Хлою: « Я буду думать "вот мой садик. (...) От настоящего я ещё в детстве
устала"». Весь мир офшара оказался искусно разработанным миром эрзаца, продаваемым сомелье (сомелье у Пелевина это не
официант винной продукции, а менеджер
экстра-класса, консультант по продаже любых товаров от недвижимости в офшаре до
резиновых женщин).
Искусственный
мир офшара – это царство Маниту. Пришла
пора рассказать и об этом всемогущем триедином божестве, который олицетворяет духа “Manitou”, “monitor”- то есть «осенённый Маниту» и “money” – деньги на церковно-английском
языке: «...всё есть Маниту – и Бог, и
кесарь, и то, что принадлежит им или
вам. А раз Маниту во всём, то пусть три самых важных вещи носят его имя. Земной
образ Великого Духа, панель личной информации и универсальная мера ценности». И
снова звучит пелевинский сарказм: «Священники говорят, одно из доказателств
бытия Маниту в том, что эти слова сами сложились в языке похожими друг на
друга...». Следует,
конечно, отметить что в этом царстве Маниту канули в Лету (или в Болото
Памяти?) традиционные для религий понятия о нравственности. Всё заменила
политкорректность и толерантность: «Мы каждый раз лицом к лицу
сталкиваемся с бесконечным лицемерием,
пропитавшим нашу мораль. Лицемерием объёмным, выпуклым и цветным». Впрочем,
только ли Биг Биз пропитало лицемерие? Достаточно оглянуться вокруг.
Маниту во
всём обличье присутствует и в снафах ( сокращение S.N.U.F.F. расшифровывается как Special Newsreel/ Universa Feature Film), где «всегда половина
про войну, а половина про любовь (...) ...такова любовь Маниту и его ярость».
Именно Маниту подарил людям два магических искусства – «кино» и «новости», а
«зрение и слух, действуя вместе, способны
замещать реальность». Если говорить грубо и упрощённо, – эту мысль
Пелевин вкладывает в уста дикурсмонгера Бернара-Анри, – «новости показывают то,
что есть на самом деле. Кино показывает то, чего на самом деле нет. Вместе они
много раз приводили к войнам». Вот и в романе прошла уже двести двадцать первая
война.
Роман
"SNUFF
утопія", как всегда у Пелевина, афористичен, философичен, метафоричен – автор не пропускает практически ни одного
события в политической или культурной
жизни РФ, отражая его в том или ином виде в романе – остро социален: чего стоит, например, новый
остроумный термин, для характеристики режима, который может рождать только
«воцерквлённых говнометариев»?! Острой сатирой на современную действительность
является толерантность в Биг Бизе к ориентации сексуальных меньшинств. Роман в
стиле мемуара о жизни Оркланда написан пупарасом Дамилолой Карповым (от древнелатинского
poupa - кукла).
Пупарасы веками боролись за свои права за политкорректный термин gloomy-gay. Резиновая кукла в офшарах
называется сура. Поэтическое слово, которое должно бы означать песню, молитву
или какую-нибудь птицу райской расцветки, является всего лишь сокращением от
английского «surrogate wife»
– суррогатная женщина. (Не путать с сурой из Корана! – Т.Л.) И Пелевин пишет
очередную версию Пигмалиона – Пигмалион «толерантного»
ХХI века, – о любви человека к суре
измене и мести. Но лирика в творчестве Пелевина вообще, и в этом романе в
частности, столь большая тема, что она заслуживает отдельного рассмотрения.
А пока
вернёмся к роману, рассматривая его с
точки зрения, утопия ли это? Нет, это не «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, в котором
главенствует идея равенства, возведённая в абсолют, город, все жители которого
должны заниматься и военным делом, и сельским хозяйством, все должны работать,
но строго ограниченное время. Это и не «Утопия» Томаса Мора, в которой отменена
частная собственность и эксплуатация, но обязателен труд, хотя и ручной, но
необременительный. Это даже не «Скотный двор» Дж. Оруэлла, в котором все
животные равны, а двуногие являются их врагами. Это и не «1984» Оруэлла – там
Океания победила Евразию. А у Пелевина уже нет ни Океании, ни Евразии, а только
одна страна Оркланд, связанная с последним офшаром. В стране нет
национальностей, а только идентификационные номера ( аналог российских ИНН,
надо полагать). Единственное, что объединяет офшар с орками – это язык, да и
то, созданный сомелье для орков на основе украинского языка с идишизмами. Где
же утопия? Не только нет социального равенства, нет даже намёка на него, и не
может быть. Культ неравенства в период
Эры Насыщения и постоянные войны, чтобы сохранить это неравенство. Какая же это
утопия? Это реалии жизни России и мира в целом в ХХI веке.
И в заключение пару слов об
оформлении книги, идея обложки которой принадлежит Виктору Пелевину. С
черноволосой пупой с зеленой кровью всё ясно. А вот что это за два зубастых хищника (по форме напоминающих толи куриные окорочка,
то ли ножки Буша), охотящихся за рубиновыми пятиконечными (уж не кремлёвскими
ли? – Т.Л.) звёздами? Во избежание вызова в Резерв Маниту, пожалуй, лучше не
строить гипотезы.
|