Варя Титова Если вы никогда Пелевина не читали, то
ВЫ ДОЛЖЫ быть незамедлительно введены в курс того, что он дает читателю
изнанку действительности, которую вернее всего было бы назвать пародией, но не
позволяет уйти от реальности:
«Поэтому конец света, о котором так долго говорили христиане и к которому
неизбежно ведет вуайеризация сознания, будет абсолютно безопасен во всех
смыслах ибо исчезает тот, кому опасность могла бы угрожать. Конец света будет
просто телепередачей. И это, соратники, наполняет нас всех невыразимым
блаженством». (Пелевин. «Generation «П»)
Вы должны быть готовы к тому, что, по всей вероятности, Пелевин не хочет и не
может казаться глупее, чем он есть на самом деле, а именно таковым и является.
Вы должны хотя бы догадываться о том, что существуют другие писатели, по
сравнению с которыми Пелевин во многом вторичен.
Еще одно описание галлюцинаций, сопутствующих наркотическому трансу:
«Он припустил следом за Гиреевым, высоко подпрыгивая, чтобы не споткнуться о
какое-нибудь корневище или кочку. Скоро выяснилось, что он бегает гораздо
быстрее Гиреева просто несопоставимо быстрее. Несколько раз обогнав его и
вернувшись назад, он заметил, что бегает не вокруг Гиреева, а вокруг обломка
сухого ствола в человеческий рост». (Пелевин. «Generation «П».)
«Он вдохнул глубоко в легкие черный ягодный дым, и в голове у него китайскими
цветами расцвел символический язык древнего гибнущего царства
мириады
сексуальных символов и бронзовая плоть, хорошо знакомая
уже невнятно
бормотали тысячи голосов и пульсировали в нем, тащили, раздирали на части
Его тело уносило с собой неоновые призрачные письмена, а две половины
разделялись, и сексуальные слова взрывались в пустоте
» (Уильям Берроуз.
«Билет, который лопнул».)
Для вас не должно стать откровением, что его произведения лишены поэзии и
практически не обладают художественностью.
Еще одна смерть:
«
Азадовский, выпучив бараньи глаза, обеими руками изо всех сил тянул к себе
тонкую нейлоновую струну. Силы, увы, были неравными на его прорезанных
ладонях выступила кровь, окрасившая желтую нить, и он упал сначала на колени, а
потом на живот, накрыв грудью свалившуюся маску. Татарский успел заметить
момент, когда выражение удивления и оторопи в направленных на него глазах
Азадовского пропало, не сменившись никаким другим». (Пелевин. «Generation «П».)
«Убийство было чем-то вроде танца. Толстяк с женским тазом начал поворачиваться
к подростку, тот сделал еще полшага назад, и гильзы запрыгали по кирпичу. Тело
казненного, словно он теперь передумал и решил просить пощады, сначала
согнулось в пояснице, а потом поехало назад. Он сел, дернувшись, медленно
завалился назад дымящаяся сигарета в сжатых зубах
» (Дмитрий Савицкий.
«Тема без вариаций».)
Вам, вероятно, может показаться любопытным, что его не воспринимают всерьез
ни люди, глубоко погруженные в лоно наркотической зависимости, ни люди, не на
шутку увлеченные буддизмом:
« Ее никак не зовут, повторил Сейфуль-Фарсейкин, входя в комнату.
Когда-то давно ее звали Иштар, но с тех пор ее имя не раз менялось. Знаешь
такой брэнд.
No name? И по хромой собачке та же картина. А все остальное ты правильно
сказал». (Пелевин. «Generation «П».)
Вам, вероятно, о многом скажет, что Пелевин головная боль эстетов и его
произведения, без сомнения, можно назвать продукцией масскульта
Вы должны оставить ему шанс, что именно он является откровением эпохи и, как
это ни плачевно, отражением IQ поколения и тенденций в развитии искусства,
претерпевающего один из мощнейших приступов упадка.
Пусть вам кто-нибудь намекнет, что нет на свете ничего более претенциозного,
чем «Generation «П», и более специфического, чем «Жизнь насекомых», поэтому
наиболее демократичным (и скорее всего обреченным на успех) вариантом для
знакомства с творчеством Пелевина может оказаться, к примеру, «Омон Ра».
Откровение, настигающее вас:
« Признайся, б
ь, сурово сказал Сэм, ведь сосешь русскую кровь?
Сосу, тихонько ответил Артур.
Сэм тихонько высвободил одну руку с чугунными пальцами и схватил за шею
Арнольда.
И ты сосешь?
И я, потрясенно сознался Арнольд». (Пелевин. «Жизнь насекомых».)
«Я догадался, что мой рот тоже чем-то заткнут и перемотан, но удивиться этому
не успел, потому что вместо удивления испытал ужас: там, где должны были быть
Славины ступни, одеяло ступенькой ныряло вниз, и на свеженакрахмаленном
пододеяльнике проступали размытые красноватые пятна такие оставляет на
вафельных полотенцах арбузный сок». (Пелевин. «Омон Ра».)
Особенно эффектен этот эпизод при проведении параллели с Мересьевым
Вы должны почитать Пелевина, потому что иначе вам будет не по себе, если в
вашем присутствии зайдет разговор о его неоспоримых достоинствах.
|