В своей новой
книге «Бэтман Аполло» ( М., 2013) Виктор Пелевин решил
вновь обратиться к теме вампиров и их роли в нашей цивилизации, – напомним
читателю, что этому животрепещущему вопросу посвящён один из его предыдущих
романов «Empire V». Что и говорить, в разработке таких проблем В. Пелевин даст
сто очков вперёд даже знаменитому автору «Дракулы» Б. Стокеру.
Известно, что В. Пелевин числится по рубрикации «постмодернистов», умело и ловко сочетая сладкие приманки для подростков
– любителей «фэнтэзи» – и острую социальную сатиру, которой он и
отличается в выгодную сторону от многих своих «подельников».
Постмодернизм для В. Пелевина не забава, а средство «заманить» читателя и,
когда он расслабится, дать ему по башке чем-нибудь
вроде «Имён олигархов на карте нашей родины» или лёгкими рассуждениями о
ментовских волках-оборотнях.
В «вампирической» дилогии автор развивает мысль, что
обычные люди, – это всего лишь «пищевой продукт» для цивилизации
вампиров, которые, впрочем, не то, чтобы «пьют кровь» (рискованный сюжет о так
называемом «кровавом навете» для евреев) у трудящихся, а потребляют некий
продукт «баблос», – смысл и происхождение которого вполне понятны.
Не менее ясна и сама аллегория – К.Маркс и все его последователи
неоднократно употребляли выражения «вампир», «кровосос» по отношению к
представителям буржуазии, так что мы вообще можем зачислить В. Пелевина в
разряд «социалистических реалистов». Заметим, что этот
литературно-художественный метод некоторые критики тоже присоединяют к
ответвлениям постмодернизма (по причине фарсово-утопического характера
этого стиля, например, знаменитый роман В. Кочетова «Журбины», о котором
недавно вспоминала «Лит. Россия»). Пелевин и Кочетов?!
Поистине «Чего же ты хочешь?»!
Но В. Пелевин не был бы сам собой, если бы не придумал что-нибудь новенькое.
В этом романе мы узнаём, что среди вампиров тоже есть иерархия, а возглавляет
всю эту злодейскую структуру американский империализм в лице Бэтмана, – летучей
мыши, которая обладает волшебными свойствами и втихаря
правит как отдельными народами, так и всей планетой в целом.
В романе множество различных забавных приключений
его героев, – они, как всегда у В.Пелевина, приправлены оккультной
тематикой и изрядной дозой юмора, порой переходящего в едкий сарказм. Но всё же
по критериям «серьёзного» романа «Бэтман Аполло» явно «не дотягивает» до лучших
романов автора. Может быть, ему надоело «серьёзничать», и он просто
хочет позабавиться? Зная творчество В.Пелевина и его всевозможные
«хохмочки», можно подумать и так.
Санкт-Петербург
Публикация данного текста в печати, сети интернет или иными техническими средствами возможна только с письменного разрешения автора.