Александр Архангельский Пелевин система зеркал
Я предполагал подробнее поговорить о романе Пелевина «Generation П»
после прочтения его целиком, но, увы, вынужден отказаться от этого
намерения. Оказалось, что говорить особенно не о чем. Качественного
(художественного, содержательного, то есть) приращения не произошло. Для
меня, по крайней мере. Текст «плоский». Памфлет. Если выставленные «У
Сытина» главы представляли роман фельетоном «реалистическим», то в
окончательном варианте текста появилась еще и некая мистическая параллель
этому плану. Усложнение, конечно, произошло. Но природу его я бы сравнил с
эффектом двух зеркал, поставленных друг перед другом и отражающим друг друга
до бесконечности, это глубина механическая, не художественная.
Нет, я не говорю, что читать не интересно. Интересно. Особенно о природе
нашей внутренней зависимости от виртуальной теле-реальности замечателен в
этом отношении вставленный кусок откровений от Че Гевары. После него еще раз
хочется перечитать статьи Татьяны Чередниченко в «Новом мире» (1997, № 7, 1998, № 10).
После трактата пелевинского Че Гевары начинаешь с некоторым доверием
относиться к темным слухам о том, что вроде как специалисты давно уже ведут
серьезнейшие исследования духовных, душевных, интеллектуальных потерь
общества и человека, прикованного к телевизору. Что эти исследования
показывают следующее:
тупеем мы в массе своей гораздо стремительнее и безнадежнее, чем можно
было себе представить,
«новое варварство» не метафора, а надвигающаяся на нас реальность.
Варварство это взращивается присутствием в вашем доме телевизора,
многочасовым бубнением актеров, дублирующих мексиканское «мыло» и
запредельным по тупости и пошлости рекламам «крылышек с прокладками», «милых
Мил» и «блендаметов».
защищается это варварство с необыкновенной изобретательностью,
упорством.
собственно, и защищаться то ему особенно не приходится в массе своей
все мы оказались в положении северных народов, наконец то получивших
неограниченный доступ к «огненной воде» и неспособных представить, чем
платят за подобную радость. (Я, например, уже видел достаточно людей, для
которых смотрение различных «сантабарбар» и «гваделуп» стало главным
содержанием жизни.)
Работам этим как бы никто не препятствует, но с выводами своими
исследователи никак не могут пробиться к обществу. Возникает тысяча мелких
технических проблем, досадных но, к сожалению, абсолютно непреодолимых,
недоразумений.
Это слухи.
Но что-то я действительно не встречал в печати ни одной внятно написанной
работы специалистов на эти темы. Кроме, повторяю, статей Чередниченко.
Может, просто пропустил, а может, действительно, их притормаживают. Во
всяком случае степень проработанности этой темы у Пелевина заставляет
предположить, что такие работы все-таки существуют.
Но это снова публицистическое отступление. Вернемся к роману Пелевина как
к художественному произведению.
Предоставлю слово коллегам.
Обозреватель «Eх libris НГ» Александр Гаврилов:
«
В жизни приличного писателя этот момент наступает практически
неизбежно. Добившись успеха пару раз, он переходит из разряда просто
писателей в разряд авторов бестселлеров отныне все, что бы он ни написал,
будет куплено, прочитано, обсосано, изругано, возвеличено; словом,
использовано на полную катушку широкою народною массой. Это сложный момент
для всякого писателя, а для русского главный, переломный в жизни. Свой
новый статус он неминуемо воспринимает как возведение на амвон и начинает
проповедовать. Во-первых, на него давит традиция Русского Писательства с его
учительством и всезнайством, а во-вторых, что же делать с Мегафоном
оказавшимся у тебя руках, если не кричать в него. Типичный случай
Человека-Бестселлера Николай Васильевич Гоголь. Начав с рассказов, полных
развеселой бесовщины, и повестей о привольном жидоедстве славных жителей
Запорожской сечи, едва только достигши нового статуса, он немедля
принимается бороться с Антихристом
Не гоголевский ли опыт отзывался умирающему Блоку, заклинавшему в
дневнике: «Отойди от меня, сатана. Отойди от меня, буржуа!»
За неполные два столетия изменились времена и нравы, но схемы
литературной жизни остались прежними. Человек-Бестселлер Виктор Пелевин тоже
решил сделаться проповедником. И, коротко говоря, проповедником того же
самого. Даже авторский манифест очень схож с гоголевским, если, конечно,
принять во внимание языковые изменения: «Мой новый роман реально все накроет
и все объяснит».
Из необходимости проповедовать о современности проистекает и главное
достоинство текста: мир, описываемый Пелевиным, вполне узнаваем
Мы без подсказки понимаем, о чем речь, когда главный герой романа
представляет себе «Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс
истерически орет парадно о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший
комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников,
генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а
возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии».
Вместе с ним мы недоумеваем «стоило ли менять империю зла на банановую
республику зла, которая импортирует бананы и: Финляндии».
Программная статья буддийствующего Че Гевары украшена изысканными
неологизмами, половина из которых должна разойтись в пословицах и
передовицах радикальных журналов. Основное ее содержание, ежели прорваться
сквозь терминологическую пургу, которую Пелевин гонит мастерски, сводится к
следующему: на мир охотится существо Оранус поглощающий и извергающий
организм, символ общества потребления
Оный Оранус стремится к тому, чтобы
сделать всех людей своими клетками, поглотить без остатка.»
Александр Гаврилов. Страшный суд как страшный сон. Виктор Пелевин написал
свои «Мертвые души». «Ex libris НГ» № 9, март 1999 г.
Обозреватель «Время МН» Андрей Немзер:
«Шум вокруг «Generation П» Виктора Пелевина (М., «Вагриус») поднялся
раньше, чем роман стал доступен. Оно и понятно: Пелевин фигура
культовая
Интересно другое: в запланированную осанну влились какие-то
новые, нервные, звуки.
В Интернете стоят рядком пять рецензий (есть и оскорбительная) за одной
подписью. Вроде бы «так доктор прописал»: категорический плюрализм, «все
сложнее», вперед к спорам, верны завету Пелевина «Мнения автора могут не
совпадать с его точкой зрения». Но как-то непохоже на стойкий фанатизм
пелевинофилов: вспомним хоть статью («Знамя», 1998, № 10), поданную как
«виртуальная внесетевая конференция типа «круглый стол»», где литераторы,
хоть как-то посягавшие на кумира, были представлены просто психами. Авторы,
конечно, разные, но тусовка та же; тенденция видна: одно дело метелить
супостатов, другое проникаться их резонами.
Это переход в оборону. Как и тезис обозревателя «Коммерсанта»: язык
Пелевина «стертый» (разумеется, с непременным «как бы»), но зато
«выразительность достигается
точно подобранным масскультурным знаком».
Может ли быть «точное» «всехним» и «безвкусным» вопрос занятный.
А
обозреватель «Ex libris «НГ» дальше пошел: дескать, прежде Пелевин весело
лудил игрушки, а достигнув статуса бестселлермахера, вдруг подался в
гуру.
Не вдруг. Пелевин учительствовал всегда. Точно так же, как всегда писал
на волапюке серых переводов с английского. Разбавлять эту литературщину
дежурными «как бы», «типа», «по жизни» и кондовой матерщиной не значит
работать с языковым мусором и кичем. Этим занимаются писатели от Зощенко
до, Людмилы Петрушевской, Юза Алешковского, Нины Горлановой, Анатолия
Гаврилова, Алексея Слаповского.
Точно так же Пелевин всегда склеивал сюжет из разрозненных анекдотов то
лучше, то хуже придуманных (взятых взаймы в интеллигентском фольклоре,
американском масскульте, у собратьев по цеху). И всегда накачивал тексты
гуманитарными мудростями. Буддизм, теория информации, юнгианство,
структуралистский анализ мифа, оккультизм, кастанедовщина чуть не все
модные интеллектуальные заморочки переперты им на язык родных осин.
Точно так же Пелевин всегда лютой ненавистью ненавидел окружающую
«мерзость». Смешно читать в «Коммерсанте» о «силе писательской воли, которая
удерживает Пелевина от прямых публицистических бичеваний». Это про
«Generation П», злой памфлет, настоенный на нескрываемой обиде. (Ну почему
я, нежный и удивительный, должен с этим дерьмом сосуществовать?) Того
смешнее увидеть в эпиграфе к роману, обложка которого украшена портретом Че
Гевары, слова «я не левый и не правый». Ну да, центрист. В вице-премьеры его
что ли определить?
Точно так же Пелевин всегда интересовался только одним персонажем самим
собой. Если угодно, своим «лирическим героем» неподсудным, посвященным,
взыскующим и обретающим блаженную Пустоту. Вненаходимость.
Кто же может до нее добраться? Кто может выйти из явной лажи? (Она,
согласно интервью Пелевина журналу «Эксперт», правит миром.) Либо маг либо
царь. Из волшебной сказки (череда испытаний героя, вершащаяся браком и
воцарением) развились и «роман посвящения» (от рыцарских, о поисках святого
Грааля, до новейших оккультно-масскультных), и «роман карьеры». Пелевин
совместил две жанровых модели, благо обе могут строиться из отдельных
«блоков».
Герой «Generation П» в качестве бывшего поэта, владельца таинственной
рукописи и потребителя галлюциногенов добывает тайную истину, а в качестве
деятеля рекламно-телевизионного бизнеса (криэйтора) занимает вершину
властной пирамиды. Она же Вавилонская башня, где прошедший путь посвящения
брачуется с богиней Иштар и низвергает ложного бога-предшественника. То есть
прежнего начальника тотальной системы средств массовой дезинформации.
Каждый шаг героя по иерархической лестнице есть в то же время шаг по
лестнице мистической. Совершенствуясь в «хлебном», двигаясь от рекламы деле
фиктивных (ненужных? не существующих?) товаров («кавээнные» примочки) к
конструированию фиктивной политической реальности (программа «Куклы»;
«Ельцины», «Зюгановы», «Березовские», «Радуевы» и, стало быть, «новейшая
история России» суть телеобразы, изготовляемые сообществом посвященных),
герой убеждается в мнимости всего вообще. Кроме денег, обладание коими и
есть соитие с богиней на вершине вечно строящейся-рушащейся Вавилонской
башни. Возможно, впрочем, что все безобразия, в коих участвует герой,
творятся в его сознании. Покоритель нового (как всегда обреченного) Вавилона
зовется Вавиленом внутреннее тождественно внешнему.
Вавиленом героя
назвал папенька-шестидесятник в честь равно им любимых Аксенова и Ленина;
важна тут семантика слипшихся имен (Василий базилевс, царь; Владимир
владеющий миром).
Парад «парадоксов». Бизнес-бандит это просветленный мудрец. Сущее это
мнимое. Элитарность это попса. Реклама это миф. Стеб это откровение.
Подлец это спаситель. Материальное это духовное. Правое это левое. И
наоборот. Воцарившись, Вавилен велит ликвидировать двух гнусных
магов-криэйторов, а предварительно объясняет одному из них, что поколение,
выбравшее «Пепси» и овладевшее иллюзионными технологиями, вовсе не союз
мудрецов, хранящих богиню от пятиногого пса (мир от гибели), а сам этот
пес. Зло есть добро, добро есть зло. Сквозь пронизывающий гнилой воздух визг
Шекспировых ведьм слышен шепоток провинциальной барышни как бы и капитал
приобрести, и невинность соблюсти.
Андрей Немзер. «Как бы типа по жизни». Роман Виктора Пелевина
«Generation П» как зеркало
отечественного инфантилизма «Время МН», 30 марта 1999 г.
Обозреватель «Известий» Александр Архангельский:
«
это сочинение лучшее у Пелевина. Рассказ
ведется легко и
непринужденно, почти без зауми, которой были испорчены прежние «буддийские»
романы
Верно выбран смысловой ракурс: точка зрения, согласно которой вся
нынешняя жизнь сплошное дерьмо, весьма популярна, читатель одобрит.
Выразительно переданы наркотические состояния
Полуфантастический образ
реальности, постепенно превращающейся в рекламный клип, темный огонь
которого сжигает пустоту существования, смягчен юмором. Некоторые
пелевинский «слоганы» смешат до колик. И пускай он уступает другому
популярному сочинителю наших дней Игорю Иртеньеву, чьим лучшим
произведением стала пародия «Тампакс. В нужное время в нужном месте», все
равно половина пелевинских вариаций на рекламные темы войдет в
пословицу.
Вывод прост. Пелевин поменял литературную стратегию. До сих пор он играл
на поле «серьезной» литературы
напускал такого туману, что многим
казалось, что они имеют дело с настоящей метафизической прозой, а не ее
умелой стилизацией
Пелевинская проза возвращается к своему истоку, наконец-то становится
частью массовой культуры, своеобразной интеллектуальной попсой, призванной
развлекать игрой в философичность, волновать кровь повзрослевшему тинейджеру
мнимой причастностью к тайне»
|