Марина Давыдова Пустота, как и было сказано
«Чапаев и Пустота» на театральной сцене
С некоторых пор театральные события принято
делить на просто спектакли и мероприятия (они же проекты). В первом случае
происходящее на сцене важно само по себе, во втором важно то, что
происходит вокруг. Сценическая версия «Чапаева и Пустоты» по всем
признакам мероприятие. Культовое произведение культового автора сыграли 7
ноября в Театре клоунады (то есть нашли место и время). Его активно
анонсировали в прессе и на телевидении. На него продавали билеты, цена
которых в первые ряды партера достигала двухсот долларов (и то сказать,
звезды заняты Сергей Никоненко, Евгений Сидихин, Мария Миронова). Ему
предпослали концерт группы «Ва-банк», записавшей в свое время CD по
мотивам произведений Пелевина, и незамысловатый, в духе таганковских «10
дней, которые потрясли мир», хеппенинг тут матросик поет, тут
красноармейцы бродят, тут Чапаев на тачанке подъезжает (для пущей важности
к театру даже вызвали подкрепление в виде пожарных и милиции).
Результат не замедлил сказаться. Среди премьерной публики
трудно было обнаружить завзятых театралов, зато в изобилии присутствовали
завсегдатаи клубов, любители отечественного рока и преданные почитатели
Пелевина. Всем им пришлось долго толкаться в прокуренном фойе, пить в
антисанитарных условиях выпущенную специально к премьере дорогущую водку
«Чапаев и Пустота« и изображать из себя участников означенного хеппенинга.
Двести долларов за такое удовольствие сущий пустяк. А ведь за эти деньги
можно было еще и посмотреть спектакль как таковой.
Он, вопреки ожиданиям, оказался зрелищем совершенно
диетическим. Никаких концептуальных изысков и специальных постановочных
эффектов. На сцене стоят декорации (помост с то поднимающейся, то
опускающейся кроватью и огромная сеть в качестве задника), в
кульминационные моменты играет громкая музыка, артисты говорят громко и
выразительно, иногда прибегая к жестикуляции. Другими словами, постановка
Павла Урсула это вполне традиционное и весьма подробное изложением
пелевинского произведения, не могущее порадовать ни приверженцев
радикального искусства, ни любителей постмодернистской самодеятельности.
Но особенно злую шутку оно сыграло с самим романом.
Человек, взявший в руки книгу, чувствует себя хозяином
положения. Он может перелистывать страницы, пробегать скучные места по
диагонали, в какой-то момент вовсе ее отбросить. Зритель такой возможности
лишен. Он вынужден слушать диалоги от начала до конца, отчего
беспомощность и претенциозность культового текста становятся особенно
очевидными. То, что при чтении казалось легким стебом, при перенесении на
сцену превращается в плоские и грубые шутки. Написано у Пелевина, что все
женщины суки, потому что они суккубы, и ладно. Но когда из этой
сентенции пытаются, выражаясь эстрадным языком, сделать смехоточку или
когда Чапаев превращает слово «монада» в матерную анаграмму, становится
неловко. Вся эта соц-артовская психоделика устарела еще при жизни автора,
и попытка ее реанимировать кажется делом по меньшей мере не
богоугодным.
Неудивительно, что публика, знакомая с театральной культурой
куда хуже, чем с культурой потребления наркотиков, большую часть времени
скучает, живо реагируя лишь на то, как Володин (Гоша Куценко) нюхает
кокаин через дуло пистолета. Редкие ценители театрального искусства
скучают всю дорогу. И тех и других не оставляет ощущение бессмысленности
происходящего. Абсолютной, так сказать, пустоты. Впрочем, если учесть, что
в дзен-буддизме это высшая религиозная ценность, певец восточной мудрости
Виктор Пелевин должен считать мероприятие исключительно успешным.
|