Андрей Немзер Как я упустил карьеру
Дерзнуть на единственно правильное решение слабо. А ведь так просто: ставим черный прямоугольник на две с половиной колонки (по вертикали чуть больше трети газетной полосы), и полный привет. Правда, затруднительно будет верстальщику растолковывать, что сей сон значит, ну да уж как-нибудь. И потом с подзаголовком проблемы. Оно, конечно, черный (белый, серый) прямоугольник в себе содержит все впечатления бытия, а коли так, то на кой шут литеры переводить: Бородыня, мол, с Шаровым новую сатировскую драму с древне-верхненемецкого перевели; «Новый», дескать, «Октябрь» напечатал; в третьеполовинном нумере за август 1453 года, считая назад от взятия Кортесом Бомбея-на-Эльбе. Ежу понятно, о чем шумят народные витии. Экономим полиграфмощности, ибо астрономия должна быть гастрономной, как говаривал четырежды мягкосердечный слезовыделитель интересной наружности.
Пожалуй, прибавку к жалованию, за такой рацпочин надо будет с главной редакции стребовать. Мелочь, скажете? На одном, скажете, подзаголовке не разживешься? О скудомыслие, иначе маловерием рекомое! Нет все-таки у нас по-настоящему масштабного подхода к текущему процессу! Все никак не научимся развертывать надлежащую инициативу по-государственному, по-частнособственнически, по-либеральному, по-евразийски. Кто ж велит останавливаться на достингутом? Будто из-за одной рецензюшки стал бы я огород городить? Если в кждом нумере на каждой странице (включая полосную рекламу) хотя бы один материал подавать как должно (белый все-таки белый! прямоугольник без подзаголовка да, пожалуй, и без заголовка тоже) , горизонты с перспективами обнаружатся столь впечатляющие, что так называемые конкурирующие фирмы утрутся от зависти. А мы, как любимый город, сможем зеленеть среди весны и видеть сны, которые есть жизнь.
Натурально, протесты воспоследуют. Нота Керзона, ультиматум Талейрана, письмо турецкого султана. Мы, в смысле, конкурирующие фирмы), мол, уже который год эту перспективную методику отрабатываем. У нас таких прямоугольников, как у дурака махорки. А вот пускаем по мануфактурному сероснежью чернобуквенные узоры, то исключительно в целях конспирации и маскировки. На испуг то есть попробуют взять. Понятно какую мину при не менее понятной игре состроить. Смех да и только: кто ж последние пять с гаком тысячелетий не маскируется? Но карнавал-то дело амбивалентное. Об этом и известный химик Веллингтон пишет. Домаскировались, однако. Довыпендривались. Дифференциальное исчисление, спектральный анализ, рецессивные гены, ностратическое языкознание… Орнамент, говорите? Игра в бисер со свиньями? А попробуй редкий герой на полшажка к родимой Пустоте приблизиться, так теми же шуточками отделаетесь. Отождестви вам хана Батыя с Иваном Грозным, Ярославом Мудрым и Юрием Лужковым (Долгоруким), только плечами пожмете да высокомерно улыбнетесь: концепт, орнамент, маскировка, букашки-буковки. Да, маскировка. Да, буковки. (Куда деваться от вашего смыслового тоталитаризма! По одежке ножки протягиваем!) Но насколько же честнее , ответственнее, прямодушнее не побоимся торжественных слов! Насколько ближе к искомой Пустоте! Вот и текст, оптимальной рецензией на который должен был бы стать вожделенный прямоугольник, тоже из буковок составленный. Только буковки буковкам рознь: и если на вашем маскараде появиться можно только в «пристойном» виде (листаж, шрифты, персонажи, гонорар, газетная полемика, календарь, налоги, заголовок, стиль, редакторские замечания, источники, интервью, переводы, премии, авторство будь оно неладно), то сие вовсе не означает, что промеж цыган, мушкетеров, таратинов, ковбоев, русалок, набоков, палачей, ослов, шекспиров, бабочек, слонопотамов, борхесов, пастушков, каракустуриц, дромадеров, розанов, терминаторов, нарциссов и экологов обнаружился еще один посетитель. Он зашел сюда не так, как вы, иначе! Текст его вынужденный эквивалент молчания, подобно тому как сии жалкие строки эквивалент единственного достойного эха на вещий голос Пустоты.
Да, я не выдержал марки. Не видать мне премии за внедрение прогрессивного метода. Индивидуализм треклятый сгубил. Готов был похерить и текст, и заголовки, и даже рубрику, но на авторской плашечке запнулся. Ведь если и ее опустошить, то непонятно, кому же главная редакция премиальные выпишет, с кого коллеги из соседних отделов пример брать будут, на свидание с кем заторопятся миловзорные девушки нашего иллюзорного города. Обидно, если не по адресу. Уж лучше пусть сидят себе тихо и собственных принцев дожидаются. Мне, семейному человеку, спокойнее, и им чего волноваться: в обыкновенной газете вышел обыкновенный текст об обыкновенном тексте.
Пустота это фамилия рассказчика, что служил при великом мистике Чапаеве адъютантом (комиссаром), то есть проходил процесс посвящения в Пустоту. Важные сведения об Учителе, Ученике (Петьке) и более опытной Ученице (Анне), искаженные легкомысленным «фурмановским» романом и несколько скорректированные (в нужном направлении) фильмом и анекдотами, наконец-то поданы в подобающем ключе. Временами Петьку (мнящего себя литератором-декадентом) посещают сны о сумасшедшем доме, персонал и пациенты которого убеждены в том, что они живут в России 1990-х годов. Истории помешательств трех сопалатников Пустоты строятся на штампах современного масскульта. Набираясь чапаевской мудрости (и высшей мудрости барона Унгерна куда без него), Пустота проникается (не)пониманием всего и вся, а заодно уразумевает, что дурдом и окрестности суть мираж, наведенный на него наркоманом и уголовником Котовским. После чего, одолев присущую нам кажимость, Пустота отбывает во Внутреннюю Монголию, которая и есть Пустота. То есть погружается в себя.
Отношение писателя к аудитории хорошо выражено Чапаевым: «Когда приходится говорить с массой, совершенно не важно, понимаешь ли сам произнесенные слова. Важно, чтобы их понимали другие». Эта квазирелигиозная установка делает излишним обсуждение «философских» и «поэтических» свойств текста. Порядка для замечу, что написан он еще небрежнее, чем прежняя пелевинская проза, а прием перехода из одной «реальности» в другую по-прежнему отрабатывается весьма технично. (Самую малость хуже, чем у Набокова в Terra incognita.) Старательно защищаясь от возможных мировоззренческих претензий, автор заставляет как Чапаева, так и психов время от времени банально издеваться над солипсистской премудростью. Трепетно (иронично) поминается бабочка имени Борхеса, которой снилось, что она Кальдерон. Особое раздражение (наряду с окружающей действительностью) у Пелевина вызывают Аристотель и Лермонтов. Много лет назад в аналогичной ситуации Евгений Сидоров создал прекрасную формулу: «Пастернак и Передреев бой неравный».
|